Главная

Телефон:
8 (926) 755-32-68

Время работы:
с 10:00 до 22:00

E-mail:
avtoshkolahighway@gmail.com

Адрес:
Пакгаузное шоссе д. 1, к. 1

На базе ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора

Агрессивное поведение за рулем — обзор автошколы ХайВей

  Агрессивное поведение во время управления транспортным средством принимает множество форм. Типичные примеры подобного опасного вождения включают в себя превышение скорости, несоблюдение безопасной дистанции до впереди едущего автомобиля, перестроения с нарушениями ПДД и многое другое-список может быть довольно длинным и представляющим собой различные аспекты неадекватного поведения водителей на дороге. По мнению психологов нашей автошколы на Водном стадионе, большинство людей не всегда ездят агрессивно, а лишь время от времени, но некоторые из них даже не осознают, что представляют какую-либо опасность для других участников дорожного движения.

  В 2016 году в Российской Федерации появилось определение опасного вождения, которое в действительности становится таковым, если вышеперечисленные акты агрессии совершаются преднамеренно и поэтому увеличивают риск столкновения с другими транспортными средствами и пешеходами.

  По данным европейских исследований об агрессивном поведении за рулем, проведенных в январе 2016 года, настоящая проблема довольно широко распространена-66% респондентов в США, 65%-в Российской Федерации и 48% в Европейском Союзе в целом, сообщили, что стали жертвами опасных действий водителей на дорогах в течение нескольких последних месяцев.> Опрос также показал, что 70% водителей в Европейском Союзе признались в случаях собственного агрессивного поведения вследствие провокаций других участников дорожного движения.

  В соответствии с исследованиями специалистов автошколы на Войковской, формы опасного поведения за рулем могут различаться по странам и континентам. Так, 61% опрошенных в США ответили, что они подвергались агрессивному преследованию, в Европейском Союзе 60% респондентов рассказали о воздействии на них других водителей переключением света фар с дальнего на ближний, в России чаще всего применялись (у 47% участников дорожного движения) словесные оскорбления. На вопрос, где произошел последний агрессивный инцидент, явное большинство водителей ответили, что в городских пробках.

  Мало кто говорит о том, что агрессивное вождение оказывает негативное влияние на окружающую среду. Так, исследования, проведенные фламандским институтом технологических исследований в Бельгии, показали, что опасное поведение на дороге приводит к избыточному расходу топлива (на 40% больше по сравнению с нормальными условиями вождения). 

Каковы причины агрессивного вождения?

  На эту тему существует множество различных теоретических подходов в исследованиях, но, как показывает обзор транспортных психологов автошколы на Речном вокзале, все они согласуются в одном-подобный вид поведения-врожденный. В связи с этим, транспортные психологи большое внимание уделяют роли внешних факторов, действующих как катализаторы и провоцирующих агрессивное поведение таких водителей. 

  Также, во многих случаях, большое влияние на потенциальное опасное поведение на дороге, в особенности, на молодых водителей, оказывает социальное обучение в семье. Так, в некоторых случаях, причиной агрессии может являться реакция, приобретенная посредством наблюдения или имитации поведения других членов семьи.  Например, если родители или другие родственники ведут себя на дороге неадекватно, систематически нарушают правила дорожного движения, позволяют себе грубые комментарии по отношению к другим участникам дорожного движения, то дети, скорее всего, будут копировать подобную манеру поведения.

  Некоторые факторы, являющиеся причиной агрессии на дорогах, довольно сложны по своей психологической природе, и в следствие этого, их трудно контролировать. Из-за своей склонности к территориальности, у людей существует тенденция рассматривать собственный автомобиль как продолжение личности. Поэтому они ощущают угрозу от других транспортных средств и реагируют агрессивно вследствие активизации инстинкта самосохранения.

  В определенных ситуациях вождение может давать те ощущения за рулем, которые люди не имеют возможности испытать в обычной жизни-на своих рабочих местах или в семье. Например, некоторые водители начинают проявлять себя в роли гонщиков формулы 1 и вести себя довольно агрессивно, хотя, как правило, приветливы и вежливы за пределами автомобиля

  Естественные конкурентные инстинкты человека также могут быть факторами опасного вождения. Некоторые водители реагируют на обгон другими транспортными средствами, как на вызов. Это, в свою очередь, может привести к гонкам на дорогах с высокими скоростями, что само по себе опасно и значительно повышает долю риска попадания в ДТП. Другим примером конкуренции водителей на дороге является быстрый старт на светофоре.

  Но наиболее серьезную опасность представляют те участники дорожного движения, которые пытаются угрожать или наказывать других водителей за определенный стиль вождения, который им неприятен. Это так называемые «мстители» или «воспитатели», модели поведения которых определяются как приближение вплотную к движущимся впереди автомобилям, внезапные торможения с целью предупреждения едущих сзади транспортных средств, сознательное препятствие обгону, использование фар дальнего света в карательных целях, а также крики и неприличные жесты относительно других водителей.

  Все эти виды поведения усугубляются нехваткой времени и стрессами современной жизни. Перегруженные дороги также приводят к возникновению чувства разочарования и несут ответственность за случаи агрессивного вождения и неуважения к другим водителям, такие как незаконное использование обочины, грубые и резкие перестроения без использования указателя поворота.

  Кроме прочего, исследования показывают, что люди, которые испытывают агрессивные, эмоциональные или гневные чувства, прежде чем сесть в автомобиль, скорее всего продолжат такое поведения и за рулем. Ни для кого не секрет, что употребление алкоголя и наркотиков также увеличивает вероятность агрессивного вождения.

  Кроме всего вышеперечисленного, на нас обрушиваются изображения и кадры из средств массовой информации, свидетельствующие об агрессивном поведении за рулем, показанные в веселом контексте, такие как автомобильные погони в фильмах и детских компьютерных играх. В данном случае опасное поведение довольно быстро усваивается, особенно детьми и молодежью.

Что можно сделать, чтобы остановить агрессивное вождение?

  В государственном арсенале имеется ряд различных средств, которые могут быть использованы для предотвращения или борьбы с опасным вождением. Правоохранительная деятельность и образование являются наиболее распространенными из них.

  Агрессивное вождение наиболее вероятно в ситуациях, когда водители чувствуют себя анонимными, например, за рулем чужого автомобиля или скрывая государственные номера. В случае же полной идентификации, ожидания неминуемого наказания уменьшают наиболее интенсивно выраженные агрессивные импульсы. Шанс уйти безнаказанным может запускать механизмы агрессии.

  Установка камер на перекрестках является довольно эффективной мерой для снижения проездов на красный сигнал светофора, ведь водители в этом случае боятся рисковать. Кроме того, камеры максимально допустимой скорости также эффективны в уменьшении числа случаев превышения скоростного режима. Так, количество случаев подобного нарушения ПДД на участках с установкой данных приборов, снизилось с 55 до 16% на территории Московской области, что привело к снижению аварийности на 35%.

  Новым и достаточно прогрессивным методом, недавно предложенным для борьбы с агрессивным вождением, является использование специального приложения для смартфонов с возможностью отправки в правоохранительные органы зафиксированных правонарушений, совершенных другими участниками дорожного движения. Этот подход имеет несомненное преимущество по причине того, что абоненты сами способствуют решению многих проблем, которые могут быть оперативно устранены.

  В некоторых странах, например, в Бельгии и Израиле, организованы наказания, альтернативные обычным штрафам, такие как прохождение курсов по безопасному управлению автомобилем, и они предназначены именно для агрессивных водителей. Цель подобных курсов состоит в том, чтобы уменьшить вероятность рецидивов, помогая правонарушителям осознать последствия своих действий и определить раздражители, которые спровоцировали их агрессивное поведение.

  Несомненно, крупный бизнес также должен сыграть значимую роль в поддержании культурного вождения. Так, транспортные предприятия с большим парком автомобилей и значимым штатом водителей, должны поддерживать высокие профессиональные стандарты при приеме на работу и поощрять безаварийное вождение.

  Роль страховых компаний также достаточно велика, и она базируется на предложении различных экономических стимулов путем снижения страховых взносов для аккуратных водителей транспортных средств. Очевидно, что образование и подготовка водителей является делом первостепенной важности. Уже на уровне обучения в автошколе важно воспитывать вежливый и неагрессивное вождение.

  Также средства массовой информации играют важную роль путем повышения осведомленности общественности и понимания причинно-следственных факторов, связанных с агрессивным вождением. СМИ могут также поддерживать определенные государственные кампании посредством ответственного и объективного освещения определенных изменений в обществе, приводящих к улучшению общей культуры поведения на дорогах. Так, например, в Италии правительство позволяет СМИ сообщать о ДТП со смертельным исходом, применяя при этом “беспощадный” подход с целью шокировать и напугать общественность, участвующую в дорожном движении.

Что я могу сделать в качестве водителя?

  Из-за масштабности проблемы агрессивного вождения, очевидно, недостаточно ужесточения законодательства и других внешних мер, которые оказывают лишь относительно ограниченный эффект. Действительно важным шагом станет признание обычными водителями данной проблемы и ее решения путем обуздания собственного опасного вождения и проявления большего уважения к другим участникам дорожного движения.

  Так, всем нам необходимо проявлять вежливость к другим водителям и избегать действий, которые могут спровоцировать их агрессивное поведение. Всегда необходимо помнить, что наше вождение не должно расстраивать и напрягать окружающих. Всегда следует включать соответствующие указатели поворотов при смене полос движения, не занимать более одного парковочного места при постановке транспортного средства на стоянку, переключать свет фар с дальнего на ближний при появлении встречных автомобилей в ночное время, не перекрывать пространство для движения более быстрых водителей и т. д. Также, стоит избегать вождения, когда мы чувствуем себя напряженными, эмоционально усталыми или злыми. Необходимо стараться быть более терпимыми к другим водителям и не использовать по пустякам звуковой сигнал. Не нужно реагировать на тех участников дорожного движения, которые ищут конфликта или подобных сложностей-следует остановиться и пропустить их, не вступая при этом в зрительный контакт. Всегда стоит обращать внимание на свои руки-они должны быть на руле, а не заняты показом агрессивных жестов, показывающих раздражение или недовольство поведением других водителей.

  Уважаемые водители! Будьте предельно вежливы и терпеливы друг к другу, ведь изменить культуру поведения на дороге можно только личным примером.