Главная

Телефон:
8 (926) 755-32-68

Время работы:
с 10:00 до 22:00

E-mail:
avtoshkolahighway@gmail.com

Адрес:
Пакгаузное шоссе д. 1, к. 1

На базе ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора

Проблемы молодых водителей

Дорожно-транспортные происшествия, по утверждению автошколы на Водном стадионе, являются основной причиной смерти 18-24-летних водителей Российской Федерации. Автошколы Москвы САО в данной статье предлагают обратить пристальное внимание на проблемы молодых водителей, рассмотреть их масштабы и характер, а также обсудить эффективные контрмеры.

Масштаб проблемы

В каждой статистике аварий и смертельных исходов водители в возрасте 18-24 лет фигурируют в верхних строках, причем риск попадания молодежи в серьезные ДТП в 2-3 раза выше, чем у более опытных водителей. Молодежь за рулем представляет больший риск для себя, своих пассажиров и других участников дорожного движения, чем водители старшего возраста. В подобных авариях на каждого погибшего молодого водителя приходится около 1,3 других жертв, например, пассажиров, пешеходов и пр. Аварии молодых водителей отличаются от аварий более опытных участников дорожного движения тем, что часто происходят ночью, являются одиночными ДТП (без участия других транспортных средств), связанными с потерей управления и высокой скоростью движения.

Основные факторы, способствующие риску ДТП у молодых водителей

Высокие показатели аварийности молодых водителей, считают специалисты автошколы на Речном вокзале, в первую очередь обусловлены незрелостью, отсутствием опыта, нарушениями ПДД и образом жизни, связанным с их возрастом и полом. Молодые люди, в частности, часто чрезмерно уверены в своих навыках вождения.

  1. Незрелость. Биологические исследования показывают, что в возрасте 18 лет области человеческого мозга, отвечающие за интеграцию информации и управление импульсами, все еще развиваются. Это означает, что в физиологическом и социальном плане молодые продолжают взрослеть. Примером может служить их уход от влияния родителей и обретение большей независимости. В рамках этого процесса сверстники становятся все более важными для них, особенно в выборе образа жизни и формировании практических навыков.
  2. Риски. Молодые водители чаще ездят в условиях повышенного риска. Примерами могут служить ночное вождение, превышение скорости, перевозка пассажиров и отказ от использования ремней безопасности, а также вождение старых автомобилей с меньшим количеством функций безопасности.
  3. Отсутствие водительского стажа. Обучение вождению, по мнению инструкторов автошколы на Войковской, требует большой практики, прежде чем достигаются экспертные уровни. Для сравнения, навыки управления транспортным средством относительно легко освоить всего за несколько часов, в то время как навыки предвидения потенциально опасных дорожных ситуаций требуют многолетней практики. Задача вождения частично определяется требованиями дорожной среды, такими как конструкция дороги, наличие и маневренность других участников дорожного движения, а также ПДД. Тем не менее, в этой задаче наиболее важным фактором является личный выбор водителя. Так, водитель выбирает скорость движения, положение на дороге, расстояние до других участников движения. Этот выбор может привести либо к малому, либо к большому запасу прочности и основан на личных оценках водителя относительно его способности справиться с разными дорожными ситуациями. Делая свой выбор на дороге, неопытные водители, в частности, должны стремиться к получению большего запаса прочности, чтобы компенсировать недостаток опыта. Однако на самом деле молодые и неопытные водители, как правило, выбирают решения, которые имеют слишком маленький запас прочности. В значительной степени это является следствием того, что данная возрастная группа склонна переоценивать свои навыки и недооценивать сложность дорожной ситуации. Особенно это касается молодых мужчин.
  4. Негативные внешние факторы. В дополнение к социальной, биологической незрелости и отсутствию опыта управления транспортным средством, молодые водители часто страдают от воздействия негативных факторов во время вождения. Употребление алкоголя, наркотиков, усталость и рассеянность — основные негативные факторы для молодых водителей. По сравнению с опытными участниками дорожного движения, молодые люди в большей степени подвергаются воздействию алкоголя. Незаконное употребление наркотиков довольно часто встречается в этой возрастной группе, что в принципе приводит к увеличению риска автомобильных катастроф. В частности, совместное употребление различных наркотиков и алкоголя приводит к чрезвычайно высоким рискам аварий. Молодые люди сильно страдают от недосыпания и усталости при продолжительном вождении. Недосыпание и усталость, которые можно распознать как потерю энергии, снижение скорости реакции и нежелание продолжать выполнение задачи водителя, в конечном итоге приводит к засыпанию за рулем.

Рассеянность как причина ошибок вождения более заметна у новичков, чем у опытных водителей. Кроме того, молодежь часто отвлекается, например, на пассажиров или использование мобильного телефона, что снижает внимание к дорожной ситуации.

Эффективные контрмеры

Необходимо принять конкретные меры для противодействия и устранения негативных последствий, которые могут вызвать незрелость и неопытность. Прежде всего, следует обратить внимание на меры, повышающие общий уровень безопасности дорожного движения, такие как отказ от алкоголя, наркотиков и соблюдение ПДД. Безопасные дороги и безопасные автомобили, также понизят уровень смертности у неопытных и молодых водителей. Помимо этих общих мер, требуются также конкретные меры для новичков за рулем. Они могут быть направлены на увеличение водительского стажа самостоятельного управления транспортным средством и защиту от ситуаций высокого риска. Опыт молодых водителей может быть увеличен за счет больших, по сравнению с программой, часов учебного вождения. Защита от ситуаций высокого риска может быть обеспечена такими мерами, как отказ от употребления алкоголя, запрет на использование мобильного телефона за рулем, а также ограничения на вождение в ночное время и управление автомобилем с пассажирами-сверстниками.

Эти меры будут эффективны только тогда, когда они станут беспрекословно исполняться. Поэтому предпочтение отдается принудительным мерам в сочетании со строгим их исполнением. Для облегчения их принятия необходимы информационные кампании, которые повышают осведомленность о проблемах в обществе и в группах молодежи, среди их родителей в частности.

Возможности для совершенствования

Возможности для совершенствования можно найти в обучении водителей, а также в применении технологий контроля доступа к системе дорожного движения и мониторинга фактического поведения участников дорожного движения. Для улучшения обучения водителей основное внимание должно быть перенесено с управления транспортным средством и участия в дорожном движении на навыки более высокого порядка, такие как восприятие опасности. Что касается технологий, то применение электронных автомобильных ключей, содержащих информацию о стаже водителя, алкогольных блокировок и черных ящиков, может снизить подверженность молодых людей условиям повышенного риска.